Консультация о продуктах по телефону 0 800 500 399
На предприятии внедрены ДСТУ ISO 9001, ДСТУ ISO 22000 (НАССР), ДСТУ ISO 14001

Понятие оздоровления в международном и Украинском законодательстве

Конституция Украины провозглашает человека наивысшей социальной ценностью. Государство, согласно Основному Закону, обязано создать условия для полноценной жизни, сохранению и укреплению здоровья, всестороннего развития и самореализации каждого гражданина. От успешного решения этой задачи в значительной степени зависит в будущем состояние продуктивных сил государства, его экономический, оборонный, интеллектуальный, духовный потенциал.

В ходе выступления мы будем вынуждены обращаться к статистике, но сегодня в этом зале из предыдущих выступлений вы уже слышали достаточно много печальных цифр. В Украине приняты более десяти государственных программ на пропаганду здорового способа жизни, но с большим сожалением приходиться констатировать факты снижения социальных, культурных запросов молодежи, наблюдается инфантильное отношение молодежи к поиску своего места в обществе, к интеллектуальному развитию, к приобретению культурных навыков отношения к своему здоровью. Низкая эффективность, а иногда, и отсутствие ожидаемого результата от внедрения государственных программ — следствие системных ошибок в механизмах, методах и концептуальных подходах для их реализации.

Акцентом данного выступления является анализ понятий здоровье и оздоровление в документах Всемирной организации здравоохранения и Украинском законодательстве. Попытка отследить наличие конкретного механизма реализации общенациональной программы оздоровления и ресурсов для социального или, как принято сейчас говорить, некоммерческого партнерства между разными секторами гражданского общества.

 

1. Рассмотрим, как понятие системы здравоохранения трактуется в документах ВОЗ, документах ООН, положениях «Основ политики достижения Здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ».

 

Указанные международные документы не носят предписывающий характер. Предполагается, что при разработке собственных концепций страны будут использовать эту основу в наиболее целесообразном для них виде, адаптируя её к своим конкретным здравоохранительным, экономическим, культурным и историческим потребностям. Лицам, определяющим политику, следует самим решать, какие именно элементы политики «Здоровья для всех» будут воплощены в национальной концепции здравоохранения. Иными словами, документ призван служить основой, расширяющей свободу выбора.

В 1981 году была принята глобальная стратегия по достижению здоровья для всех к 2000году, а годом позже — был утвержден план действий по осуществлению этой стратегии. Рассмотрим ключевые принципы этого рамочного документа:

  • конечная цель политики охраны здоровья — полная реализация всеми людьми имеющегося потенциала здоровья
  • устранение различий в состоянии здоровья между странами и внутри них
  • активное, всестороннее участие населения — это ключевое условие для развития здравоохранения
  • развитие охраны здоровья может быть обеспечено только с помощью межотраслевых стратегий, а также межотраслевого и межсекторального взаимного инвестирования, направленного на улучшение детерминантов здоровья
  • каждый сектор общества несет ответственность за те последствия, которые его деятельность оказывает на здоровье людей.

В 1995году была обновлена стратегическая задача с постановкой особого акцента на разработку целостной политики здравоохранения с приданием большего значения той ответственности за здоровье, которую несут отдельные лица, семьи и местные сообщества, рассматривая вопросы охраны здоровья в контексте общего развития.

Итак, ключевыми принципами политики «ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ» согласно концепции развития в Европейском регионе, являются:

  • широкое понимание системы охраны здоровья
  • активное личное участие граждан и их сообществ
  • воля Государств в поддержке движения «здоровья для всех».

В преамбуле к Уставу ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». В политике «здоровье для всех» эта концепция получила дальнейшее развитие — охрана здоровья не должна ограничиваться только вопросами оказания медицинской помощи. Мировым и Европейским сообществом признается тот факт, что качество медицинской помощи вносит существенный вклад в здоровье населения, но рассматривается как один из множества факторов, обеспечивающих улучшение здоровья.

В контексте политики «Здоровье для всех» улучшению здоровья населения способствуют следующие категории факторов:

  • Оказание больным медицинской помощи — это необходимый, но не единственный элемент

 

  • медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано в стандартную практику медицинского обслуживания.

 

  • Формирование здорового образа жизни — предусматривает работу в таких областях, как просвещение, улучшение питания, усиление физической активности, борьба с потреблением табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Необходимость формирования здорового образа жизни широко признается, но зачастую только в виде абстрактной концепции.

 

  • Улучшение детерминантов здоровья — это деятельность, тесно связанная с укреплением здоровья, но выходящая за рамки поведения отдельных лиц и направленная на улучшение различных аспектов физической, социальной и экономической среды, во многом определяющих состояние здоровья.

Действия, направленные на улучшение детерминантов здоровья, включают принятие соответствующих законов и нормативов, разработку политики и информационно-пропагандистскую работу, охватывающую все ведомства, отрасли и сектора общества.

 

 

2. Право на здоровье.

В Уставе ВОЗ говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав человека». Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948г.)- является основновополагающим документом движения за права человека, который одобрен почти всеми странами. Вопросы обеспечения каждого из этих прав имеет самое прямое отношение к разработке, мониторингу, осуществлению и оценке политики оздоровительных программ на уровне стран.

Ст-я 25: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи»

Пример:

  • право на равные обращения и свободу от дискриминации
  • право на эффективное участие в социальных процессах
  • право на поиск и получение информации
  • право на получение пользы от научного прогресса и его практических результатов
  • право на здоровую физическую и социальную среду обитания
  • право на чистую воду, безопасные пищевые продукты и адекватное жилье
  • право на неприкосновенность частной жизни и свободу выбора стиля жизни

Вопросы здравоохранения и права человека тесно взаимосвязаны. Трудно реализовывать свое право функционировать как полноправный член общества когда здоровье нарушено.

Каждое государство — член Европейского региона ВОЗ подписало международные соглашения и договора, содержащие обязательства, имеющую силу закона для этих стран. Они представляют одно из важнейших практических средств, которыми располагают правительства. Каждая страна, при необходимости, обязана вносить изменения в национальное законодательство для выполнения этих обязательств.

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)(16.12.1966г. вступила в силу 3.01.1976г). В этом документе также говориться, что право на здоровье не следует понимать как право быть здоровым. Право на здоровье охватывает некоторые свободы  ( контроль за своим телом, сексуальные и репродуктивные права, и не подвергаться медицинским или научным опытам) и смежные права (право на выбор системы здравоохранения). Так же в нем констатируется, что государство должно обеспечивать участие населения в принятии всех решений, касающихся вопросов здравоохранения, на всех уровнях государственной власти.

Международный пакт о гражданских и политических правах (резолюция 2200 от 16.12.1966г., вступила в силу 23.03.1976г.).

 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (от 20.11.1963г.)

 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18.12.1979г. +вкл. ст. 27/1 от 3.09.1981г.).

 Конвенция о правах ребенка(20.11.1989 вст. в силу 2.09.1990).

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (9.12.1975г.).

 Международная конвенция по защите прав всех рабочих — мигрантов и членов их семей (1.07.2003г.).

Каждое из этих соглашений содержит статьи, непосредственно касающиеся права на здоровье.

Особенно стоит отметить, принятую в 2000 году 189 -ю странами Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций .В ней декларируется, что некоторые принципы и ценности имеют основополагающее значение для международных отношений в 21-м столетии и определяют восемь целей в области развития, которые каждая страна должна попытаться достичь к 2015 г.. Цели 4,5,6 относящиеся соответственно к детской смертности, материнскому здоровью и ВИЧ и другим болезням. Цель 7: Обеспечение экологической устойчивости.

Цель 8: Формирование глобального партнерства в целях развития поскольку содержащийся в ней призыв проводить работу в области развития соответствует призыву политики «Здоровье для всех» обеспечить в области здравоохранения широкое партнерское сотрудничество, выходящее за пределы отрасли.

Так же в рамках совета Европы существует ряд организаций, защищающих права человека. Это Европейский суд по правам человека (Страсбург), Европейская социальная хартия, Европейский комитет по социальным правам, Люблянская хартия по реформированию здравоохранения, Суд Европейских сообществ.

 

Для чего мы обратились к Международным правовым документам? Конечно не для того, чтобы «качать права»… Коль скоро государство Украина заявляет о своём желании более активно интегрироваться в мировое сообщество, мы должны знать, чем оно живет, каковы его приоритеты и ценности. Понятны и определяемы, по крайней мере два основных положения, касающиеся принятого в мире отношения к категории здоровья.

1.     Здоровье это многогранное, системное понятие, зависящее от большого количества факторов. Оно не может быть «узурпировано» и трактоваться в рамках одной отрасли.

2.     Субъектом, носителем здоровья является конкретный человек. Только он имеет право обладать и управлять своим собственным здоровьем. Только он обязан следить и поддерживать своё здоровье, которое дано ему как величайший ДАР для осуществления своей миссии в жизни.

В связи с этим следует напомнить степень влияния на здоровье человека внешних и индивидуальных факторов. По данным ВОЗ вклад в здоровье человека вносят:

  • 10% состояние отрасли здравоохранения
  • 15% среда обитания (экология)
  • 25% наследственность человека
  • 50% личное отношение человека к своему здоровью

Ни сколько не умоляя значения каждого фактора, можно уверенно говорить о незадействованном мощном резерве, коим является сам человек. Решить эту задачу возможно только через системный комплексный подход, механизм достижения — постоянный оздоровительный процесс. К сожалению в обществе отсутствует социальный заказ на здоровье. Создать его только усилиями уважаемого министерства здравоохранения невозможно. Ведь у него другая узкокорпоративная задача — бороться с последствиями воздействий на человека не благоприятных факторов, т.е. болезнями.

 

 

3.Рассмотрим нормативно-законодательную базу Украины по вопросам здоровья.

В этой части рассмотрим пакет действующих документов, регламенти-рующих деятельность в области здравоохранения.

Нас в большей степени интересует итог реализации этих документов, кото-рый показывает реальное состояние дел в государстве.

Выдержки из Закона приводятся на языке оригинала.

 

 

Основи законодавства України про охорону здоров’я

(Вводиться в дію Постановою ВР № 2802-XII ( 2802-12 ) від 19.11.92, ВВР, 1993, № 4, ст.20 )

 

Кожна людина має природне невід’ємне і непорушне право на охорону здоров’я. Суспільство і держава відповідальні перед сучасним і майбутніми поколіннями за рівень здо-

ров’я і збереження генофонду народу України, забезпечують пріоритетність охорони здоров’я в діяльності держави, поліпшення умов праці, навчання, побуту і відпочинку населення, роз-в’язання екологічних проблем, вдосконалення медичної допомоги і запровадження здорового способу життя.

Основи законодавства України про охорону здоров’я визначають правові, організаційні, економічні та соціальні засади охорони здоров’я в Україні, регулюють суспільні відносини у цій галузі з метою забезпечення гармонійного розвитку фізичних і духовних сил, високої працездатності і довголітнього активного життя громадян, усунення факторів, що шкідливо впливають на їх здоров’я, попередження і зниження захворюваності, інвалідності та смертності, поліпшення спадковості.

 

Стаття 2. Міжнародні договори України в галузі охорони здоров’я.

Якщо міжнародним договором, в якому бере участь Україна, встановлено інші правила, ніж ті, що передбачені законодавством України про охорону здоров’я, то застосовуються правила міжнародного договору.

 

Здесь без коментариев.

 

 Стаття 3. Поняття і терміни, що вживаються в законодавстві про охорону здоров’я.

У цих Основах та інших актах законодавства про охорону здоров’я основні поняття мають таке значення: здоров’я — стан повного фізичного, душевного, соціального благополуччя, а не тільки відсутність хвороб і фізичних дефектів; охорона здоров’я — система заходів, спрямованих на забезпечення збереження і розвитку фізіологічних і психологічних функцій, оптимальної працездатності та соціальної активності людини при максимальній біологічно можливій індивідуальній тривалості життя; заклади охорони здоров’я — підприємства, установи та організації, завданням яких є забезпечення різноманітних потреб населення в галузі охорони здоров’я шляхом подання медико-санітарної допомоги, включаючи широкий спектр профілактичних і лікувальних заходів або послуг медичного характеру, а також виконання інших функцій на основі професійної діяльності медичних працівників; медико-санітарна допомога — комплекс спеціальних заходів, спрямованих на сприяння поліпшенню здоров’я, підвищення санітарної культури, запобігання захворюванням та інвалідності, на ранню діагностику, допомогу особам з гострими і хронічними захворюваннями та реабілітацію хворих та інвалідів.

Зміст інших понять і термінів визначається законодавством України та спеціальними словниками понять і термінів Всесвітньої організації охорони здоров’я.

 

К сожалению, в терминологию не включено одно из базовых понятий — оздоровление, как механизм реализации максимально возможного уровня здоровья человека

 

 Стаття 4. Основні принципи охорони здоров’я

Основними принципами охорони здоров’я в Україні є: визнання охорони здоров’я пріоритетним напрямом діяльності суспільства і держави, одним з головних чинників виживання та розвитку народу України; дотримання прав і свобод людини і громадянина в галузі охорони здоров’я та забезпечення пов’язаних з ними державних гарантій; гуманістична спрямованість, забезпечення пріоритету загальнолюдських цінностей над класовими, національними, груповими або індивідуальними інтересами, підвищений медико-соціальний захист найбільш вразливих верств населення; рівноправність громадян, демократизм і загальнодоступність медичної допомоги та інших послуг в галузі охорони здоров’я; відповідність завданням і рівню соціально-економічного та культурного розвитку суспільства, наукова обгрунтованість, матеріально-технічна і фінансова забезпеченість; орієнтація на сучасні стандарти здоров’я та медичної допомоги, поєднання вітчизняних традицій і досягнень із світовим досвідом в галузі охорони здоров’я; попереджувально-профілактичний характер, комплексний соціальний, екологічний та медичний підхід до охорони здоров’я; багатоукладність економіки охорони здоров’я і багатоканальність її фінансування, поєднання державних гарантій з демонополізацією та заохоченням підприємництва і конкуренції; децентралізація державного управління, розвиток самоврядування закладів та самостійності працівників охорони здоров’я на правовій і договірній основі.

 

Основные принципы охраны здоровья не отражают полисистемности подхода и не учитывают возможностей межотраслевого сотрудничества в области здравоохранения. Такое положение дел характерно для замкнутой и ориентированной на больницы системы здравоохранения. А приоритет следует отдавать конечным результатам — достижению максимально возможного уровня здоровья человека, содействуя формированию такой системы здравоохранения, которая не ограничивается рамками медицинских учреждений и ориентацией на первичную медико-санитарную помощь.

 

 Стаття 10. Обов’язки громадян у галузі охорони здоров’я.

Громадяни України зобов’язані:

а) піклуватись про своє здоров’я та здоров’я дітей, не шкодити здоров’ю інших громадян;

б) у передбачених законодавством випадках проходити профілактичні медичні огляди і робити щеплення;

в) подавати невідкладну допомогу іншим громадянам, які знаходяться у загрозливому для їх життя і здоров’я стані;

г) виконувати інші обов’язки, передбачені законодавством про охорону здоров’я.

 

Столь нашумевшая дискуссия в обществе по поводу проведения прививок отчасти нарушает права человека о свободе выбора. Валеологическое просвещение, а не декларация абстрактных обязанностей — вот что должно быть отражено законодательно.

 Стаття 24. Участь громадськості в охороні здоров’я

Органи та заклади охорони здоров’я зобов’язані сприяти реалізації права громадян на участь в управлінні охороною здоров’я і проведенні громадської експертизи з цих питань.

При органах та закладах охорони здоров’я можуть створюватися громадські консультативні або наглядові ради, які сприятимуть їх діяльності та забезпечуватимуть інформованість населення і громадський контроль в галузі охорони здоров’я.

У визначенні змісту та шляхів виконання державних цільових та місцевих програм охорони здоров’я, здійсненні відповідних конкретних заходів, вирішенні кадрових, наукових та інших проблем організації державної діяльності в цій галузі можуть брати участь фахові громадські організації працівників охорони здоров’я та інші об’єднання громадян, в тому числі міжнародні. ( Частина третя статті 24 із змінами, внесеними згідно із Законом № 3421-IV ( 3421-15 ) від 09.02.2006 )

 

Одна, из двух статей Закона, в которой очень скромно говорится о возможности межотраслевого сотрудничества. Акцент на этом сделан не ради критики. А для того, чтобы хоть на что-нибудь опереться для возможности личной профессиональной реализации и использования законодательных возможностей по противодействию монополизации в области здравоохранения.

 

 Стаття 32. Сприяння здоровому способу життя населення

 

Держава сприяє утвердженню здорового способу життя населення шляхом поширення наукових знань з питань охорони здоров’я, організації медичного, екологічного і фізичного виховання, здійснення заходів, спрямованих на підвищення гігієнічної культури населення, створення необхідних умов, в тому числі медичного контролю, для заняття фізкультурою, спортом і туризмом, розвиток мережі лікарсько-фізкультурних закладів, профілакторіїв, баз відпочинку та інших оздоровчих закладів, на боротьбу із шкідливими для здоров’я людини звичками, встановлення системи соціально-економічного стимулювання осіб, які ведуть здоровий спосіб життя. ( Частина перша статті 32 із змінами, внесеними згідно із Законом № 200/94-вр від 13.10.94 )

В Україні проводиться державна політика обмеження куріння та вживання алкогольних напоїв. Реклама тютюнових виробів, алкогольних напоїв та інших товарів, шкідливих для здоров’я людини, здійснюється відповідно до Закону України «Про рекламу» ( 270/96-вр ). ( Частина друга статті 32 в редакції Закону №70/97-вр від 14.02.97 )

З метою запобігання шкоди здоров’ю населення забороняється проведення без спеці-ального дозволу Міністерства охорони здоров’я України розрахованих на масову аудиторію лікувальних сеансів та інших аналогічних заходів з використанням гіпнозу та інших методів психічного або біоенергетичного впливу.

 

К сожалению, действительность говорит об обратном. Табакокурение приняло катастрофический характер особенно в подростковой среде. Закон об ограничении и запрещении курения в общественных местах в открытую игнорируется.

 

 Стаття 62. Контроль за охороною здоров’я дітей у дитячих виховних і навчальних закладах

Контроль за охороною здоров’я дітей та проведенням оздоровчих заходів у дитячих виховних і навчальних закладах здійснюють органи та заклади охорони здоров’я разом з орга-нами і закладами народної освіти за участю громадських організацій.

 

Это вторая статья в Законе, которая говорит о межотраслевом сотрудничестве.

 

Стаття 68. Медико-санітарне забезпечення відпочинку

 

Власники та керівники будинків відпочинку, пансіонатів, туристських баз, інших під-приємств, установ і організацій, діяльність яких пов’язана з організацією відпочинку населення, зобов’язані створити здорові і безпечні умови для відпочинку, фізкультурно-оздоров-чих занять, додержувати законодавства про охорону здоров’я і санітарно-гігієнічних норм, забезпечити можливість подання особам, які відпочивають, необхідної лікувально-профілактичної допомоги. ( Частина перша статті 68 із змінами, внесеними згідно із Законом № 200/94-вр від 13.10.94 )

Державний контроль за медико-санітарним забезпеченням відпочинку населення здійснюють органи охорони здоров’я.

 

Державна програма

Відпочинку та оздоровлення дітей на період до 2008 року

Затверджено постановою Кабінету Міністрів України

від 16 січня 2003 р. N 33

 Рассмотрим трактовку понятия оздоровление в представленном документе.

Текст программы приводится на языке оригинала.

 

Общие положения

» Турбота про здоров’я дітей є одним з основних показників ставлення дер-

жави до проблем підростаючого покоління.

Разом з тим саме стан справ у цій сфері викликає занепокоєння. Упродовж останніх років в Україні зберігається тенденція до погіршення стану здоров’я дітей, зумовлена негативними факторами соціально-економічного, еколо логічного та психоемоційного характеру. Вплив постійно діючих факторів ризику, в тому числі стресові перевантаження, зокрема у шкільному віці, призводить до порушення механізму саморегуляції фізіологічних функцій і сприяє розвитку у дітей хронічних захворювань.

Залишається високим рівень інвалідності серед дітей, що є одним знайбільш несприятливих явищ у комплексі характеристик стану здоров’я та соціального благополуччя населення. Не вдається уникнути тенденції до зростання кількос ті дітей-сиріт і дітей, позбавлених батьківського піклування.

Конвенцією ООН про права дитини ( 995_021 ), ратифікованою Верховною Радою України, проголошено, що діти мають не тільки особливі потреби, а й громадські, політичні, соціальні, культурні та економічні права. Одним із найважливіших стратегічних завдань нашої держави в забезпеченні соціального захисту дитинства є реалізація їх права на оздоровлення та відпочинок.»

 Основные понятия.

 

«Відпочинок — комплекс спеціальних заходів, спрямованих на відновлення фізичних і психічних функцій дитячого організму, соціальної активності.

Оздоровлення — комплекс заходів соціального, виховного, медичного, гігієнічного, фізкультурного характеру, спрямованих на поліпшення та зміцнення стану фізичного і психологічного здоров’я дітей, що здійснюються в оздоровчих закладах протягом оздоровчої зміни.

Оздоровчі послуги — послуги у сфері оздоровлення дітей.

Дитячий оздоровчий заклад — позашкільний заклад, що надає оздоровчі послуги дітям. Незалежно від форми власності дитячі оздоровчі заклади можуть бути таких типів: заміський, санаторний, профільний, з денним перебуванням, праці та відпочинку тощо.

Дитячий заміський оздоровчий заклад — заклад, який знаходиться у примі-щенні (окремому будинку) за межами населенного пункту, де діти перебува-ють цілодобово.

Дитячий оздоровчий заклад санаторного типу — заклад, у якому діти перебу-вають цілодобово і в якому поряд з оздоровчими надається комплекс медичних профілактичних послуг, спрямованих на запобігання захворюванням. З урахуванням специфіки захворювань дітей такі заклади можуть бути спеціалізова-ними.

Дитячий профільний оздоровчий заклад — заклад, у якому діти перебувають цілодобово і в якому поряд з оздоровчими надається комплекс послуг, спрямованих на розвиток у дітей певних здібностей та інтересів.

Дитячий оздоровчий заклад з денним перебуванням — заклад, який створюється на базі навчального закладу і в якому діти перебувають протягом дня.

Дитячий оздоровчий заклад праці та відпочинку — заклад, у якому діти перебувають цілодобово і в якому поряд з оздоровчими надається комплекс послуг, спрямованих на формування у дітей трудових інтересів та навичок.

Оздоровча зміна — це період перебування дітей в оздоровчих закладах (не менше 14 днів).»

Хотелься — бы обратить внимание ещё на один важный пункт Программы:  «…вивчити та подати пропозиції щодо збагачення харчування дітей в дитячих оздоровчих закладах біологічно активними домішками, вітамінами, продуктами радіопротекторної дії.»(МОЗ, Мінмолодьспорт, Академія медичних наук.2004р)

Этот пункт касается наполнения понятия оздоровления конкретными мероприятиями. Понятно, что без полноценного питания в принципе не может быть и речи об оздоровлении.

Ещё один аспект понятия оздоровления необходимо представить.

 

 

 

 

 

№ 4-451-802/3338 від 23/05/2001, Лист, витяг, Держпідприємництво України щодо ліцензування господарської діяльності з організації оздоровлення дітей в Україні

—————————————————————————————————————

ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ РЕГУЛЯТОРНОЇ ПОЛІТИКИ ТА ПІДПРИЄМНИЦТВА

Л И С Т

 

 N 4-451-802/3338 від 23.05.2001

 

В соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности » (1775-14) лицензированию подлежит осуществление хозяйственной деятельности по организации иностранного, внутреннего, зарубежного туризма, экскурсионной

деятельности.

Согласно статье1 Закона Украины «О туризме» (324/95-вр) туризм — это временный выезд человека с места постоянного жительства в оздоровительных, познавательных и профессионально — деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью.

Учитывая указанное, оздоровление детей в Украине независимо от их социального статуса и способа размещения относится к внутреннему туризму, одному из видов туризма, осуществление которого возможно только при наличии соответствующей лицензии.

<…>

              Заместитель Председателя С.Третьяков

 

 

Итак, анализируя основные положения Государственной программы оздоровления детей и смежные документы, можно сделать выводы:

— провозглашается комплексность подхода к понятию оздоровление, правда только в смысле укрепления физического и психического здоровья;

— подтверждается необходимость межотраслевого сотрудничества, а не приоритет здравоохранения, как отрасли;

— дано разъяснение понятию оздоровления, как виду хозяйственной деятельности — внутренний туризм.

Для чего нужен такой скрупулёзный анализ, действующих в Украине доку-ментов, регламентирующих и определяющих понятие оздоровление.

Для того чтобы попытаться ответить на вопрос о причинах катастрофического положения дел в области охраны здоровья не только детей, но и всего населения в Украине. Да, вопрос сегодня стоит именно так. Ведь для того, чтобы охранять здоровье — его сначала нужно иметь. Это тот философский парадокс, который пока ещё с трудом находит верный отклик среди людей. Стереотип понимания проблемы, когда люди идут в больницу за здоровьем, очень силен. Ни в коем случае не умаляя заслуг медицины, помня, что её вклад в формирование здоровья человека составляет около 10%, можно говорить о главном здоровье созидающем факторе — активном, заинтересованном личном отношении человека к своему здоровью. Механизм реализации этого интереса заключается не в возможностях медицины, а в образовании и воспитании.

Приходится констатировать факт, что идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на здоровый способ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровье сберегающих технологий пока находится вне фокуса государственной политической доминанты. Эта идея ещё не включена в общественное сознание и не имеет должного социального статуса.

 

 Опыт формирования государственной стратегии в решении проблемы  

 сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека.

 

 В качестве достойного примера для подражания и обмена опытом рассмотрим «Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Она принята к исполнению Приказом Минздрава РФ №113 от 21 марта 2003 г.

Из самого названия нетрудно догадаться, о чём пойдёт речь. Суть Концепции в коренной смене старой «социалистической» парадигмы в отношении здоровья человека.

Концепция разработана на основе анализа состояния проблемы охраны здоровья здоровых в РФ, и определяет её безусловную актуальность, как фактора национальной безопасности и стратегической цели системы здравоохранения.

В последние 20-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья — дизадаптационные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания.

Под понятием «здоровье здоровых» понимается здоровье тех 5-7% от численности населения, которые считаются абсолютно здоровыми. А также здоровье 70-75% людей, имеющих 1-2 хронические болезни в стадии устойчивой ремиссии. Из числа вышеназванных наиболее многочисленная часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжительном воздействии физических и социальных факторов приводят к обострению основного заболевания и развитию сопутствующих проблем.

Эти же явления характерны для ситуации в Украине.

Актуальность Концепции обусловлена глубоким пониманием проблемы здравоохранения и определяется следующими обстоятельствами:

— необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития государства, обеспечение высокого качества жизни, укрепление генофонда;

— необходимостью обеспечения здоровой, активной продолжительной и твор-ческой жизни как основной задачи государственной социальной политики;

— признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее конкурентную способность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность условий жизни; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;

— необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека;

— высокой экономической эффективностью профилактических программ — по данным ВОЗ соотношение затрат к экономии достигает 1:8.

Принципы построения Концепции.

 

Стратегической основой в методологии Концепции является индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человека, пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.

Для реализации Концепции с учётом межотраслевого участия и ответствен- ности за охрану здоровья здоровых должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование взаимоотношений в интересах здорового населения:

— доступность мероприятий по экспресс оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса, уровня доходов, места жительства;

— приоритет оздоровительных и профилактических технологий, реализация которых является ключевым звеном Концепции;

— создание мотивации на непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни;

— создание доминанты в индивидуальном и коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность человека за своё здоровье и здоровье близких;

— создание условий для внутренней гармонии физического, психического и духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

— нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья с акцентом на контроль и оптимизацию адаптивных (регуляторных) возможностей человека;

— многоуровневый, межотраслевой подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий.

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем:

  • Формирование всеми доступными средствами мотивации на идеал здорового человека и здорового образа жизни
  • Формирование у молодежи активной жизненной позиции, содействия её социальной адаптации и духовно-нравственного воспитания
  • Создание единой общественной информационно-пропагандистской системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах репродуктивного здоровья, сексуального воспитания молодежи, подготовки к семейной жизни
  • Разработка системы образовательных стандартов предмета «Здоровье здорового человека» (в Украине — «Валеология») для до- и последипломной подготовки специалистов
  • Проведение добровольной массовой скрининг-диагностики для определения уровня здоровья

 

© 2009
Дрешель И.А,
глава Житомирского филиала общественной организации «Жінки 21 століття»

Прокомментируйте публикацию

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *